Аутентичное движение в системных расстановках.

Алина Урникис, Алена Солодилова.

Аутентичное движение в системных расстановках.
Сочетание методов работы телесно-ориентированной психотерапии с системно-феноменологическим подходом.

Лаборатория 27.01.2015.

«Тело помнит, кости помнят, суставы помнят, даже мизинец помнит. Память хранится в картинах и чувствах, заключенных в самих клетках. Плоть – как впитавшая воду губка: надавите, выжмите, даже просто дотроньтесь, и воспоминания потекут ручьем». Кларисса Пинкола Эстес, «Бегущая с волками». Ребенок, свернувшийся клубком на полу. Женщина, всплеснувшая руками. Пара, замершая в объятии. Их образы легко представить. Их чувства легко считать. Тело и чувства связаны очень плотно. Телесность была раньше языка и его символов, раньше ритуального танца и его структуры. Аутентичное движение идет напрямую от чувств и ощущений. Оно не цензурируется нашей рациональной частью, а передает оригинальное состояние человека в моменте. Практики аутентичного движения, подробнее о котороых можно прочитать по ссылке, можно использовать и в расстановках.

Что мы исследовали: Насколько интенсивные переживания дает телесность? Что, если осознанно попробовать их углубить? Вытащить заместителя из головы, которая осознает, интерпретирует, анализирует и выполняет иную важную работу, и перевести в тело, которое чувствует и ощущает, переживает и радуется. Что, если последовать за движением, которое приходит изнутри, а не находит снаружи?

Что мы делали: Несколько многоуровневых расстановок без слов с использованием практики аутентичного движения и последующим обсуждением. Подробнее возможный формат работы описан ниже:

Участники:

  • расстановщик, который “держит поле” и видит целое
  • человек, который держит регламент работы – группа (клиенты и заместители)

Процесс: При использовании аутентичного движения в расстановке, не обязательно, чтобы был только один заказчик для одной расстановки, а группа работала на его запрос.

  • расстановщик проводит общую настройку на телесность, тем самым возвращая участников из мыслей, в которых они витают, в тело, в котором они живут. – затем группа любым удобным способом разбивается на пары. Один из участников будет клиентом, другой – заместителем.
  • образуя диаду, заместитель берет запрос клиента. Важным здесь будет не забалтывать процесс, а постараться поймать состояние.
  • подчиняясь внутреннему движению, которого просит это состояние, заместитель включается в расстановку. Клиент свидетельствует его процесс.
  • разворачивается общий процесс, в котором каждый про свое, но тем не менее, здесь есть целое. Расстановщик из мета-позиции свидетельствует происходящее.
  • после того, как энергия расстановки схлынула, она завершена. Следует заметить, что такие расстановки склонны к аутопоэзису – самосотворению и самозавершению, «строительству» самих себя. Кроме того, описанную технику можно использовать для работы в паре, когда один заместительствует переживание другого с помощью аутентичного движения, а другой свидетельствует этот процесс. Что получилось
  • глубоко “идти в тело” хотят (или могут) далеко не все, будь то даже прокачанные заместители или расстановщики. Скорее всего, мешают и социальные ограничения, и отсутствие привычки быть телесным. У человека большого города нет нужды “чувствовать себя в теле”. В современных условиях это может быть просто небезопасно или неприятно – тут и в метро особо не поездишь, и на каблуках долго не походишь. Навык концентрации на телесных ощущениях у многих отсутствует. Не хватает глубины и полноты отдачи, внимания ко всему телу, а не к отдельным его движениям. Предварительная настройка на тело позволяет обойти некоторые из ограничений.
  • телесность и аутентичное движение фиксирует заместителя на внутренних переживаниях. С одной стороны, это дает возможность прожить, прочувствовать, проработать больше. С другой стороны, это очень личный и интимный процесс. Насколько он будет именно про заместителя и его процесс, вопрос открытый. Скорее всего, то, что чувствует заместитель в этот момент, будет резонировать с его личной историей, а вот чувства заказчика, который на это смотрит, который в этот момент не менее телесен и открыт для всего, что приходит, уже относятся к запросу. И тот, и другой получат очень ценный опыт, если согласятся его взять.
  • многоуровневая расстановка будет энергетически “смещаться” к тому, кто лучше проводит энергию. В данном случае, к тому, кто чувствует, а не “подтормаживает головой”.

Факты россыпью:

  • геометрия расстановок. Мы работали с многоуровневой расстановкой и несколькими заказчиками одновременно. То есть было несколько наблюдателей, каждый из которых видел свой сюжет расстановки, со своей метафорой, перекликающейся с запросом. Расстановщик же, из мета-позиции, мог наблюдать единый сюжет. – невмешательство. Вопросы от расстановщика, например, “как ты?” или “что ты чувствуешь?”, тут же вытащат заместителя из его переживаний в голову и сфокусируют на желании сформулировать поточнее. Глубина проживания будет утеряна.
  • сходство с шаманской практикой. Некоторые участники отмечали, что работа в их диаде больше напоминала работу в шаманской практике (мысленное послание заказчика: «принеси мне то, что мне нужно»; переживания заместителя-расстановщика в процессе), чем работу в «классической» расстановке.
  • «рука в перчатке». Некоторые участники отмечали, что их переживания в расстановке с аутентичным движением сильно отличались от «классических» расстановочных чувств. В «обычной» расстановке заместители могут чувствовать себя «перчаткой», которую надевает «на руку» нечто большее. В расстановке с аутентичным движением переживание «прорастает» изнутри и, в частности, поэтому легче авторизуется. В заключении заметим, что применение аутентичного движения в системных расстановках ждет дальнейших исследований. Вероятно, работа участников с более «прокаченной» телесностью открыла бы большую «проходимость» и глубину. Текст предназначен для расстановщиков и иных помогающих практиков.

(с) Алина Урникис, Алена Солодилова.