Расстановки по картам Таро. Метод работы с морфическим полем

В нашей жизни мы встречаемся с различными «реальностями», осознаваемыми и неосознаваемыми, проявленными и непроявленными. Арнольд Минделл отмечает «первичный и вторичный» процессы, Берт Хеллингер говорит о проявлениях «большой души», Руперт Шелдрейк – о теории поля, Густав Юнг – о коллективном бессознательном… Эту реальность иллюстрируют и карты Таро. Через образы карт мы можем наблюдать за проявлением символа на разных уровнях психики, выражением архетипического сюжета в судьбе человека.

Структура колоды Таро Уровни психики
Старшие Арканы:
22 архетипа коллективного бессознательного
Трансперсональный уровень
Фигурные карты:
16 социальных ролей, персонажи семьи и родовой системы
Социальный уровень
Номерные карты:
40 типичных жизненных сценариев
Уровень эго-проблематики, субличностный уровень

Расстановки по картам Таро представляют собой синтез методов работы с колодой карт и расстановок по Берту Хеллингеру, как один из способов общения с энергией системы. Для начала необходимо принять три аксиомы, предсуппозиции:

  1. Существование системы (надличностной структуры психики, бессознательного, морфического поля, эгрегора и т.п.)Систему можно представить себе в виде бесконечно огромного облака, из которого, словно торнадо, выделяются вихри отдельных человеческих душ. Какая-то неведомая сила воплощает их в земную реальность для получения нового опыта, и потом интегрирует этот опыт в пространство общей мировой души. Эти отдельные вихри имеют общее «коренное» информационно-энергетическое пространство, как члены одной семьи, рода, нации, этноса, человечества, ноосферы. И наше общение друг с другом происходит как на уровни индивидуума, так и на уровне системы.
  2. Справедливость закона синхронии.Синхрония – термин придуманный Карлом Юнгом для обозначения одновременного наступления событий психического и реального плана, резонанса между психикой и внешним миром, совпадений, не поддающихся объяснению с точки зрения теории вероятности и исполненных глубокого смысла. Юнг убеждает, что синхрония не зависит от расстояния, и что временная последовательность в ней может меняться на обратную (может появиться как «предчувствие» событий, так и «послечувствие»). А в работе с Таро (и другими мантическими системами) синхрония проявляется в неслучайном выпадении карт, совпадении их значений с картиной реальности. Так, в процессе перемешивания последовательность карт в колоде синхронизуется с существующей ситуацией и с тем психическим состоянием, в котором находится человек.
  3. Существование магического пространстваВ поле нашей психики существует внутреннее магическое пространство сил, которое мы проецируем на внешние ритуалы и атрибуты. Мы будто договариваемся сами с собой, что этот стол передо мной станет теперь (или на какое-то время) уменьшенной моделью реальности. И то, что я делаю на этом столе (перекладываю и двигаю карты), символизирует действия с реальными предметами, явлениями, людьми и событиями. В точности этот принцип использует Берт Хеллингер, моделируя пространство психики «заказчика» расстановки в комнате с людьми-«заместителями».

Как работает метод?

Мы часто попадаем в жизни одну и ту же повторяющуюся нежелательную ситуацию, будто проигрываем заезженную пластинку. Иногда даже не отслеживаем этот общий сценарий. Не усваиваем какой-то важный урок. Так энергия системы стучится к нам через одни и те же знакомые сюжеты. Эти сюжеты зашифрованы в Арканах Таро.

На сегодняшний день я провожу два вида расстановок. Первый приближен к классическому варианту – это групповая работа, где «заместителями» выступают участники группы, а колода используется для диагностики и стимуляции системного процесса. Здесь сочетаются технологии системных расстановок по Б.Хеленгеру, психодрамы, гештальт-терапии, семейной скульптуры.

Такое занятие – это и психологическая работа, и энергетическое взаимодействие с архетипом. Оно интересно и для тех, кто пришел с конкретным запросом, и для желающих исследовать себя, и для тех, кто хочет глубже узнать Таро. Можно быть активным участником – «заказчиком», озвучив свою тему, заявив собственную проблемную ситуацию. Запрос при этом возможен любой: направленный на исследование или изменение личностных качеств, отношений с близкими, деньгами, здоровьем, самореализацией… Также можно участвовать в общем сюжете, быть «заместителем», сознательно не заявляя своей собственной темы. Понимая, что любая встреча не случайна, довериться собственной душе и тому, с чем она сегодня готова работать.

В процессе расстановки мы будто «входим» в пространство карты. Это дает возможность увидеть препятствие изнутри, понять его миф, корень проблемы, распутать клубок нарушенных связей и отношений, изменить сценарий ситуации, влияя на ее сюжетные ходы через выражение скрытых архетипических сил. При этом каждый заместитель, выходя через расстановку на трансперсональный уровень, работает с собственным психическим материалом, а не с запросом заказчика. Удивительно наблюдать феномен синхроничного соединения разных личностных, семейных, родовых, социальных историй в одном едином поле души, переплетения судеб всех участников группы – заказчика, заместителей, наблюдателей и терапевта-ведущего расстановки.

Ход расстановки:

Запрос. «В чем ситуация? Чего ты хочешь?»

Выбор Аркана клиентом (спонтанно, «взакрытую») или терапевтом (осознанно, исходя их вербального и невербального запроса).

Заказчик говорит, что он видит на карте, на чем концентрируется, он отвечает на вопрос: «Что ты видишь? Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание? Что ты выделяешь в рисунке карты?»

Выбор заместителей, назначение «ролей». На каждый выделенный символ (фигуру) участник выбирает заместителей из числа других участников. Он легко прикасается к каждому и проговаривает ему его роль. Например: «Володя, ты посох в руках Мага». Затем он показывает каждому участнику, где и как ему встать в расстановке. Пусть выбор заместителей и их места будет спонтанным, интуитивным, без логики и размышлений.

Проживание заместителями состояний, передвижение, проговаривание. На этом этапе расстановки заказчик смотрит на действие со стороны. Тем временем, я прошу заместителей вчувствоваться в свои желания, отследить возникшие мысли и эмоции, двигаться так, как сейчас хочется. Расстановка оживает. Заместители обмениваются посланиями друг к другу: «Я чувствую к тебе… Я хочу от тебя…»

Ввод в расстановку заказчика, разрешающий действия и фразы. В определенный момент я прошу всех заместителей проговорить свои послания друг другу одновременно, а заказчика – вслушаться в этот сонм голосов, чувств, требований и выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает эмоционально, в которой он чувствует для себя больше энергии, и встать на её место. И из этой роли сделать движения, совершить поступки, сказать слова, которые гармонизируют расстановку в целом так, чтобы каждому её участнику стало хорошо, каждый нашел себе своё место.

Завершение расстановки с выводом из «ролей». Заместители освобождаются от ролей также через прикосновения и слова. Например: «Володя, ты не посох в руках Мага, ты Володя». Он соглашается: «Да, я не посох в руках Мага, я Володя».

Завершается расстановка общим шерингом. С заместителями на этом этапе стоит работать глубже, чем с заказчиком расстановки. Вопросы к заместителям: «Как ты себя чувствовал в этой роли? Как ты думаешь, почему тебя выбрали на эту роль? О чем это в твоей жизни?» Вопросы к участникам-наблюдателям: «Какие чувства затронула расстановка? Что ты переживал?» Вопросы к «заказчику» расстановки: «Какие сюжеты своей жизни, отношения с какими конкретными людьми ты узнал в ходе расстановки? Что важного для тебя здесь произошло? Как ты сейчас?»

Стоит отметить, что пространство архетипа позволяет одновременно работать с заявленной ситуацией локально и с психикой человека в целом, потому что при работе с системой неизбежно отзываются все уровни души. Анализ проявлений архетипа на примере одной из расстановок. Клиент – женщина средних лет. Запрос – хроническая боль в горле. Достает из полной колоды Аркан Повешенного, акцентирует внимание на «сияющей голове» и «ногах». В ходе расстановки архетип проявляется на несколько уровнях:

  • Физический уровень – запрос – хроническая боль в горле.
  • Уровень субличностный – отрицание части своего «Я».
  • Уровень семейный – многолетняя обида на мужа.
  • Уровень событийный (сценарный) – созависимые отношения с мужчинами.
  • Уровень родовой – насильственная смерть мужчины.
  • Уровень культурный – мученичество как идея.
  • Уровень архетипа – жертва.

При этом степень осознанности клиентом-заказчиком процесса расстановки может быть невелика. Не стоит бороться с этими естественными сопротивлениями. Порой достаточно лишь прикосновения к системе: давая через внимание энергию всем ее составляющим, уравновешивая внутренние связи, запуская процесс самоисцеления.

Второй вариант расстановок на Таро – это индивидуальная работа, в которой системные процессы отражены в раскладе карт колоды, и «заместителями» являются сами карты. Здесь есть три этапа.

Запрос. (Так же как и в предыдущем варианте). Исходя из запроса, клиент вытягивает карты из колоды («взакрытую») – себя и заместителей. Я прошу клиента расположить закрытые карты в поле расклада так, как ему хочется (не задумываясь), и только потом открываю их. Процесс. Я (а иногда сам клиент) перемещаю карты согласно композиции расклада, согласно логике поля расклада (наверху предки, внизу потомки), согласно желанию клиента или моему желанию. Так же в расстановку по необходимости вносятся дополнительные карты, иногда убираются «не рабочие». При качественном изменении расстановки возможно вытягивание «проверочных» карт. В ходе расстановки действия согласуются с содержанием образов карт, с телесными и вербальными проявлениями клиента, с моими субъективными переживаниями. Завершение. Завершением наступает, когда картина расстановки выглядит гармоничной по содержанию карт и согласуется с логикой поля расклада, когда клиент и терапевт ощущают внутреннее согласие с произошедшим. Этот процесс гомеопатический и естественный, в нем клиент, терапевт и колода в поле расклада представляют собой единую живую реальность.

Оба эти метода позволяют за короткое время распутать нити человеческих историй и судеб, выйти из лабиринта собственных иллюзий и увидеть огромный мир души таким, какой он есть. Пережив опыт соприкосновения с чем-то бесконечно большим, ощущаешь явственную перемену внутри самого себя…

Я привожу здесь некоторые отзывы о расстановках по Таро.

Ирина К.
Родовая коррекция произвела неизгладимое впечатление. Я не думала, что так вообще может быть. Во-первых, уже в процессе работы многое прояснилось и неожиданно расставилось по местам, появилась ясность. Но самое удивительное, что уже на следующий день начались изменения наяву. Стали появляться новые люди, изменилось отношение ко мне. Как будто какой-то старый ржавый механизм со скрежетом заработал и начал набирать скорость. Даже появилось ощущение ветра и холодка на висках, и стало немного тревожно. Это не просто работает, это работает очень тонко и сильно.

Катерина К.
Хочу ещё раз поблагодарить тебя за мастерство проведения воскресных расстановок. Я увидела, что твоя идея расстановок на Таро – очень рабочая и перспективная, т.к. работая на символическом (метафорическом уровне) можно в большей степени избежать искажений и проекций, привносимых и клиентом и расстановщиком на сессии. Кроме того, клиент изначально сам выбирает тот уровень символов, которые актуальны именно для него (а не для таролога), рассказывая “что он видит на карте”. Понятно, что о моих результатах говорить ещё рано, однако приятная бодрость присутствует.

Екатерина Н.
Отличие от классических расстановок заключается в том, что клиент, после озвучивания своего запроса, вытаскивает карту и говорит, что он на ней видит. Не интерпретирует, а именно видит (выбирает из символики карты то, что «резонирует» ему в данный момент). Например, на райдеровском тузе мечей я выделила меч, огонь, руку и тень от руки. А ведь там есть ещё и корона и горы и облако и растительность, да и в мече можно выделить отдельно и рукоятку и острие и украшения. Таким образом – клиент определяет именно свою символику и далее расставляет выбранные символы-фигуры в пространстве. Последующая расстановка происходит по законам расстановок. Однако происходит она на метафорическом уровне, то есть среди символов. Вскоре ситуация «узнается» клиентом и он занимает место в расстановке, заменяя одного из заместителей. Из очевидных плюсов расстановок на Таро:

  1. отсутствие необходимости заместителей;
  2. минимизация проекций клиента, таролога или заместителей, так как работа в основном происходит на интуитивном уровне через символы. Соответственно – и коррекция возможна на более глубоком уровне.
  3. Быстрота и «легкость» для клиента (за 4 часа работы Алена провела около 5 расстановок).

Лично мне не совсем хватило этого завершающего катарсиса и вида глобального клина, состоящего из родных клиента, упорядоченно стоящих позади него и поддерживающих его.

Я довольно давно искала хорошего расстановщика, к которому можно было бы перенаправить клиента, если выясняется, что его вопрос «родовой». Алена – отличный мастер и если тема Таро не вызывает отрицания – то её расстановки – отличный вариант для решения вопросов. Кроме всего прочего – я получала настоящее эстетическое удовольствие, наблюдая за её работой – она с такой нежностью и уважением, очень по-женски относится к ритуалу. Не потому что боится или из высокомерия, а просто сама получает удовольствие от того, что бы развернуть покрывало, накрыть им стол, достать колоду. Играет и получает от этого удовольствие. Ну и окружающие её люди соответственно тоже.

Алёна Солодилова-Преображенская, психолог, мастер Школы психологического Таро.