Тайна имени.

Алина Урникис, Алена Солодилова.
Лаборатория 31.03.2015г.

Что значит имя?
Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Уильям Шекспир.
“Ромео и Джульетта”.
Перевод Бориса Пастернака.

Что в нашу жизнь приносит имя? Что оно значит для нас? А для окружающих людей? Раньше личное имя хранили в тайне, не допуская к этой информации чужаков, опасаясь неприятных последствий. Считали, что узнавший имя получает над тобой власть. Сейчас – имя у всех на виду, первый таможенный кордон между личным и общественным. Имя наполнено смыслом – социальным, системным и индивидуальным. Имя открывает социальную динамику и культурный контекст, даст доступ к системным процессам и внутреннему волшебству. Имя несет в себе огромный потенциал, и как его использовать в расстановках, расскажем в нашем отчете.

Первое имя дают нам родители. Они, осознанно или нет, наполняют его смыслом и системным посланиями, сложившимися сценариями, напутствиями и дарами. Второе имя мы можем получить при крещении или ином религиозном обряде, если посвящаем свою жизнь богу. Еще одно имя мы можем дать себе сами – псевдоним или никнейм. В нем то, чем мы хотим быть и то, чем мы быть боимся. Четвертое имя нам дает (или подтверждает уже имеющееся) социум. Можно сколько угодно называть себя Маргаритой Николаевной, но для других все равно оставаться Маргошкой из бухгалтерии. Эти имена и их наполнение могут совпадать, а могут и кардинально отличаться. Можно сказать, что имя – это платье, которое мы надеваем для разных жизненных ситуаций.

Но много ли мы знаем о своем гардеробе?

Давайте расставим и посмотрим.

Мини-расстановка “Динамика имени”

Перед выполнением расстановки полезно сфокусировать клиента на его имени (расспросить про историю, которая с ним связана; узнать культурный контекст, с которым знаком клиент). Выполняется расстановка в группе или в пятерках. Расстановщик, клиент, заместитель клиента и две фигуры: то, что дано с именем, и то, что в имя привнесено субъектом. Сначала ставим клиента, затем «то, что с именем дано». Даем динамике проявиться. Затем добавляем фигуру “то, что в имя привнесено”.

На что при выполнении стоит обратить внимание:

  • что ставит клиент, когда ставит “то, что дано с именем”?
  • временную лакуну между постановкой первой и второй фигуры. – контакт между фигурами.

Что удалось выявить по итогам лаборатории:

– имя, данное родителями, может быть способом контактировать с системной динамикой. Комфортным, болезненным и/или привычным. Контакт с именем может показывать готовность смотреть на семейные программы. Иначе говоря, в какой-то мере эта мини-расстановка может быть диагностична. Она – дополнительный способ выйти на исключенный опыт или переплетение с травмой. – имя может быть ресурсом для своего обладателя, как благословение и подарок от старших членов рода. И открытый таким образом ресурс, клиенту бывает интериоризировать и присвоить гораздо проще.

– имя может быть якорем и точкой фокуса для социализации. Оно – фильтр и одновременно способ взаимодействия с другими людьми. В дальнейшем эта гипотеза будет подтверждаться и в других расстановочных упражнениях, о которых мы расскажем ниже. Иначе говоря, в некоторых случаях расстановка имени показывает не системную динамику, а удобный для человека способ социализироваться и общаться с окружающим миром. Имя и то, что с ним дано, и то, что в него привнесено, становится комфортной маской, которая позволяет отделиться от социальных требований и обратиться к собственным интересам. – имя может не показывать для клиента никакой ярко выраженной ресурсной, травматической или разграничивающей динамики вовсе, являясь чем-то еще.

Мини-расстановка “Мое имя”

Важную роль в отношениях человека и его имени играют другие люди. Имя отделяет нас от других и фокусирует на себе. Мы решили посмотреть, какую динамику может показывать “мое имя для меня” и “мое имя для других людей”. Удалось отследить весьма интересные тенденции. Имя часто являлось границей между внутренним и внешним. Оно помогало отделить себя от других людей, защищало и оберегало личное пространство клиента. В большинстве сделанных нами расстановок фигуры имя-для-себя и имя-для-других были очень четко разграничены по функционалу. Фигура имя-для-других была обращена во вне, что, в целом, не удивительно. Интересно другое. Эта фигура помогала интериоризировать внешнее во внутрь. Иначе говоря, обеспечивала комфортный баланс и обмен ресурсами. Важно отметить и еще один момент. Несмотря на то, что мы ставили две стороны одного процесса – взаимодействия с именем, – фигуры практически не взаимодействовали друг с другом. Как две стороны одной монеты, они невозможны друг без друга и тесно связаны, но видимой динамики между ними не возникало.

2

В этом упражнении мы исследовали случаи, когда человек осознанно использует несколько имен: псевдонимом или разными формами одного имени. Они были поставлены заместителями. Отметим, что для всех клиентов

  • участников данной мини-расстановки тема имени была важна. Иначе говоря, этот вопрос уже нес в себе определенную нагрузку. Оставалось выяснить, какую.
  • в большинстве наблюдаемых случаев один из вариантов имени нес системную нагрузку, смотреть на которую клиент был готов в той или иной степени. Выбор же другого имени позволял от этой динамики дистанцироваться (исключая ее или нет, вопрос открытый), имел компенсаторную или защитную. – признание же имени и того, что оно с собой несет, становилось целительным. Многие имена имели переплетение и, признавая свое право на имя и его право на место в жизни клиента, мы тем самым признавали и этот опыт.
  • часто одно из имен выполняло функцию ресурса. Иначе говоря, фокусируя клиента на этом варианте имени после расстановки, можно помочь достичь ему более прочного баланса.

Как мы видим, имя несет в себе разную динамику и может по-разному использоваться своим «хозяином». Это и ресурс, и указание на болезненное переплетение, и точка фокуса для личной силы. Однако в любом случае, оно не пустое сочетание звуков.

“Цзы Лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь Вас к управлению государством. Что Вы сделаете прежде всего»? Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен». Цзы Лу спросил: «Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?» Учитель сказал: «Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться”. Лунь юй.

Текст предназначен для расстановщиков и иных помогающих практиков.

(с) Алина Урникис, Алена Солодилова