Вещи простые и волшебные

Алина Урникис, Алена Солодилова.
Отчет о лаборатории от 20.10.

«Никогда ничего не выкидывай, если не знаешь, откуда это взялось».
2-й закон Роусона

Самые важные вещи на свете – это не вещи. А истории, которые они рассказывают. Что мы приобретаем вместе с квартирами, машинами, украшениями? Какая история и системное переплетение может прятаться за обычными чайными ложками? Как жилье выбирает себе хозяев?

Мир вещей и люди тесно связаны и свою роль в этой связи играет системная динамика. Мы исследовали её на октябрьской лаборатории. В этой статье предложены некоторые тестовые упражнения на заявленную тему, а также наши наблюдения.

Оговоримся сразу, что вещи далеко не всегда несут с собой фактическое системное переплетение, даже если связаны с транслируемой семейной историей. Иногда банан – это просто банан, а картина, передаваемая от бабушки к внучке – это просто картина.

Вещи-с-историей, будучи выставленными в расстановку, облегчают доступ к резонансу. Это возможность сделать “ход конем” и четче прояснить взаимосвязи между членами семьи. Резонанс, связанный с вещью, подтянет остальные фигуры.
Вещи и взаимодействие с миром вещей служит балансу. Идея о том, что если с имуществом что-то не ладится, то имеет смысл обратить внимание на свою историю, находит подтверждение в расстановках. Иначе говоря, если вы годами не можете продать/купить жилье или из дома пропадают ложечки или вы покупаете одежду килограммами, но не носите ее потом – это “жжжж” неспроста. Не надо пристально смотреть на соседей, грешить на маркетинговые уловки или стагнирующий рынок недвижимости. Стоит задать себе вопрос: “а как это взаимодействие (с вещами) служит балансу?”. Можно прийти к расстановщику и “просто посмотреть”, в чем подвох.

Красивейшая история была рассказана полем одной из участниц лаборатории. Мы исследовали, почему она предпочитает покупать украшения из ломбарда. Мы поставили три фигуры и фокус запроса. Фигуру функционала вещи, фигуру личной травмы участницы и фигуру системного переплетения. Расстановка показала, что с одной стороны, покупка ломбардных украшений – один из способов быть в связи со своей семейной историей. Бриллианты одной из прабабок, по всей видимости, проданные в ломбард в тяжелое время, спасли семью от голода. А с другой стороны, это оказался способ лечить детскую травму и написать свой сюжет в отношениях с вещами, доказав другой ветке рода, «что я могу достичь». В то же время, и фигура функционала была очень живой, радуясь возможности «сэкономить». И наконец, в расстановке проявилась еще одна фигура, которая дала решение. Мы прочитали ее как способность участницы лаборатории иметь контакт с «тяжелыми судьбами», содержащимися в ломбардных вещах, выдерживать этот контакт и оставаться в согласии.

Весьма любопытно люди выстраивают свои отношения с квартирами, а квартиры – с людьми. И, нет, это далеко не всегда “тяжелая история, ведущая вглубь веков”. В частности, среди участниц лаборатории “нехорошими квартирами” обладали те, у кого был ресурс что-то с этим сделать или, как минимум, посмотреть. И в этом случае в расстановочном пространства квартира проявляет гораздо больше воли и активности, потенциала к взаимодействию, нежели заместитель клиента. В ряде случаев (но отнюдь не всегда) отношения с жильем выявляли семейную динамику. Радостно отметить, что для некоторых квартира – это просто квартира, которая, впрочем, не против, чтобы в ней сделали ремонт или как следует вычистили.

Наши ожидания, что отношение с миром вещей связано с семейной динамикой, по факту может не оправдываться. Достаточно часто вещи, даже с которыми связано множество транслируемых историй, не несут на себе ничего сверх функционала.

Упражнения к исследованию

Категории вещей

Пример этой расстановки мы описали выше. Ее можно выполнять как с помощью заместителей, так и на предметных якорях. Понадобиться 4 фигуры: фокус (актуальная для заказчика тема), системная история, личная травма, функционал вещи. Последние три выставляются в линию. В свободное движение в начале расстановки их лучше не отпускать. Затем в расстановку выставляется фокус с посланием: “найди место, правильное для тебя”. Через время можно отпустить заместителей в свободное движение.
Такая расстановка прекрасно работает на диагностику, но может служить и точкой входа для терапевтической работы.

Мир вещей

Выполняется в тройках. Выставляется заместитель на “мир вещей”, заместитель клиента. После чего фигуры можно отпустить в свободное движение.
Любопытно, что во взаимодействии фигуры клиента и фигуры мира вещей достаточно четко прослеживаются корреляты с астрологическими показателями. Иначе говоря, люди взаимодействуют с вещами по положению куспида второго дома в знаке или по положению его управителя. Однако тема требует более подробного исследования.

Истории

Выполняется в тройках или четверках. В расстановку выставляются две фигуры: история, которая стоит за мной и история, которая стоит за вещью.
Далее мы наблюдаем за резонансом (или его отсутствием). Отлично работает на диагностику и снятие иллюзий относительно “семейного переплетения”.

Дом, в котором я живу

Выполняется очень просто: в поле выставляется заместитель клиента и заместитель квартиры (дома), в котором он живет. Далее мы наблюдаем за динамикой.
Напомним, что имущество, например, жилье, обычно не чувствует. Предметы не могут испытывать эмоции, им нечем. Поэтому как только квартира начинает плакать/обнимать клиента, просить прощения – мы точно попали в системный резонанс.

Исследование повторяющегося сценария

Это зеркальная структурная расстановка на диагностику, выполняется в несколько этапов. В свободное движение заместителей лучше не отпускать.

Например, девушка постоянно покупает вещи и отдает их своей подруге. Это паттерн, он повторяется время от времени. Можно исследовать его следующим образом.

Первый этап

  • – выставить заместителя клиента и заместителя подруги друг напротив друга
  • – выставить фигуру “то, что клиент отдает вместе (вместо) с вещами”.
  • – выставить фигуру “то, что подруга получается вместе (вместо) с вещами”.
  • – далее опросить заместителей на предмет того, кто что чувствует и кто с кем связан.Второй этап
  • – выставить заместителя клиента и заместителя подруги друг напротив друга
  • – выставить фигуру “то, что клиент получает, отдавая вещи”.
  • – выставить фигуру “то, что подруга отдает, получая вещи”.
  • – далее опросить заместителей на предмет того, кто что чувствует и кто с кем связан.

Таким образом можно выявить весьма любопытную динамику и прояснить свои отношения с вещами и людьми заодно.

Мы живем в мире вещей. И мы его создатели. Вещи – это то, что человек сделал своими руками для использования в своей жизни. В некотором смысле, вещи – это продолжение нас самих. Мы имеем ощущение собственности на вещи, мы распоряжаемся ими, помыкаем, любим, презираем. Мы обладаем чувством формы, расстановки вещей, внешнего порядка, уюта. Но есть хорошая поговорка: «Людей надо любить, а вещи использовать». Возможно, из-за того, что мы часто поступаем наоборот, происходят запутанности. Вещи из «простых» становятся «волшебными», очеловечиваются и вступают с нами в отношения.

Текст предназначен для расстановщиков и помогающих практиков.
(с) Алина Урникис, Алена Солодилова.